Рождество Христово (06 января 2017 г.)

Великий христианский праздник – рождение Иисуса Христа. Празднику предшествует сорокадневный Рождественский пост, который продолжается до появления на небе первой вечерней звезды. Празднование Рождества установлено церковью еще в IV столетии.

Согласно Библии, Матерь Божья Мария родила сына Божьего в пещере, куда пастухи загоняли свои стада в окрестностях города Вифлеема. Весть о рождении Спасителя быстро облетела город. Поклониться Иисусу пришли три мудреца, принеся свои дары: золото, ладан и миро.

Рождество – один из самых главных праздников в году. Говорят, что «на Рождество и солнце греет». С этим праздником связано много народных примет: если иней на деревьях в первые три дня Рождества – к урожаю хлеба; если снег глубокий – будут хорошие травы и хлеба; если в этот день тепло – весна будет холодной; ночью много звезд – будет много ягод.

Вертеп.

Библейские события рождения Христа разыгрывались в народном кукольном театре – вертепе. В день Рождества Христова его носили по домам грамотные мещане, дьяки, школьники и церковные певчие. Исследователи считают, что источники происхождения вертепа относятся к концу ХVI – началу ХVII в.в. и автором его является Святой Дмитрий Ростовский (Туптало), украинец по происхождению.

Вертеп представлял собой двухэтажный кукольный домик, сделанный из дощечек и картона. На верхнем этаже была балюстрада, за которой происходила мистерия: Вифлеем. На нижнем этаже располагался трон царя Ирода.

Вертепный спектакль, как правило, состоял из двух частей: рождественской (святой) и бытовой (сатирической). Действие первой части разворачивалось на втором этаже и озвучивалось литературным и церковным языками. Вторая часть спектакля - народным языком и проходила на нижнем этаже.

Колядование.

Обязательный обряд в украинской народной традиции празднования Рождества.. У разных колядников – свои правила. Колядовать ходят отдельными группами: дети, подростки, юноши, девушки, заходя в каждый дом. Когда колядники заканчивали пение , хозяева обязательно давали им угощение.

Содержание колядок очень разнообразно, в них звучат библейско-религиозные, земледельческие, охотничьи, военные, свадебные и многие другие мотивы. В колядках нередко упоминается о переправе через реку или переход по мосту. В народном представлении река – граница между жизнью и смертью, мост – т.н. «мировое дерево», обьединяющее земной и потусторонний миры.

В целом же тональность колядок вовсе не пессимистична. В них, как правило, звучат мотивы победы над силами тьмы, утверждения благополучия, достатка и спокойствия в семье.

Зародился обряд колядования еще в языческие времена и по мнению многих исследователей связан с культом предков. В образе колядников предки как бы навещают своих потомков, поэтому лица их скрыты под масками или вымазаны сажей, что должно означать их пребывание в потустороннем мире.

Существует несколько версий относительно самого понятия «коляда». Одни исследователи считают, что Коляда – это древнеславянское божество застолья, пира. Другие – что это праздник, главное место в котором отводится народным сказаниям и песням. Но все согласны с тем, что обряд колядования неразрывно связан с аграрно-календарными работами и в нем проявляется сложный комплекс архаичных верований праславян.

Колядники – не простые гости, а «гости издалека», которые приходят раз в году в то время, когда солнце начинает поворачивать к лету. Они приносят эту радостную весть и от их прихода, по поверьям, зависит будущий урожай и семейное благополучие. Угощение колядников ритуальной едой, прежде всего выпечкой, - центральный момент всего обряда.

Слово «коляда» происходит от латинского «calare» - «звать», «созывать». В древнем Риме существовал обычай торжественно уведомлять граждан о наступлении нового месяца и нового года. Вместе с античным названием в языческие времена пришел и обычай празднования Нового года с присущей ему атрибутикой. В Х в., после принятия христианства на Руси, колядование было приурочено к Рождественским праздникам.



 
free counters
© Этно-хутор "Козацька Сiч"